Sugar CRM On-demand

23.05.07


Совсем недавно на отечественном рынке появилась по-моему вторая (после NetSuite) серьезная западная On-demand CRM система - Sugar CRM On-demand. Появилась - в смысле появился ее местный провайдер. Конечно, никто не мешал использовать эту, и другие системы (например, Salesforce, Zoho CRM) и ранее, но разумеется, это была бы английская версия, плюс далекая заграничная поддержка и услуги по настройке. Так вот, первым провайдером Sugar CRM On-demand у нас стала компания АйТи.

Если Вы наслышаны о Sugar CRM, как о бесплатной open-source системе, то это так и есть. Но в бесплатной версии функционал несколько ограничен, и кроме того, к On-demand версии эта бесплатность отношения не имеет. АйТи продает Sugar по 50$ за пользователя в месяц. Давайте посмотрим на систему, чтобы понять, стоит ли оно того.

Вообще, Sugar CRM On-demand - это пример вэб-приложения, с котором реально можно эффективно работать (в отличии, например, от того же MS Office Live). Конечно, вероятно, в ближайшие пару лет появятся решения еще более удобные (уровня GMail), а затем и еще более удобные - с использованием Rich-платформ типа Flex, но на данный момент Sugar - кажется одной из наиболее адекватных On-demand CRM систем.

Быстродействие - вполне приемлемое. При больших объемах данных ответ от этой системы можно получить быстрее, чем от многих десктопных сетевых систем. К тому же, российский сервер отвечает явно быстрее, чем американский (это наглядно видно по демо-версиям).

По многим отзывам, одним из главных преимуществ Sugar является ее настраиваемость и упрощаемость. Надо сказать, что похвастаться обширной функциональностью сейчас могут очень многие CRM-системы. Чего только уже туда не напихали: кроме основных инструментов для автоматизации продаж, маркетинга и сервиса, современная CRM может включать сервисы для управления продуктами, проектами, затратами, ресурсами, порталы, RSS аггрегаторы... и (конечно же) заметки - без них - никуда.

И, конечно, поставляя систему, поставщик как правило выставляет все это на показ, чтоб было видно за что деньги уплачены (хотя 60% этого добра использоваться и не будет). От вида такой системы среднестатистический пользователь обычно впадает в депрессию. Хотя, по идее, CRM должна упрощать жизнь сотрудников, а не усложнять.

Так вот, несмотря на то, что сначала Sugar тоже выглядит очень навороченной - это, по крайней мере, можно исправить. Хотя, честно говоря, можно было бы сделать и получше. Например пользователь не может скрывать ненужные лично ему поля в записях, настраивать колонки в списках и добавлять значения в справочники - все это может делать только админ. И мне например, не нравится разделение задач на задачи/звонки/встречи.

Некоторые вещи порадовали:
- автоподбор значения при вводе поля (правда иногда глючит)
- глобальный поиск
- быстро-переключающиеся закладки (без перезагрузки страниц) - имею в виду нижние
- возможность перетаскивать мышкой разделы в закладках
- ненапрягающий и легкий дизайн. даже есть возможность на лету менять цветовую гамму и размеры текстов - чувствуется, что сделано для людей, а не для компаний
- контакты, календарь и почту можно синхронизировать с Outlook

Чего не хватает (на первый взгляд):
Не хватает возможности группировать записи (с помощью папок или тэгов). То, что есть - сохраненные поиски, имхо - не очень удобные. Нет глобального меню для создания основных объектов (контакт, компания, задача, email). Возможно - не хватает кое-каких связей между объектами системы (например продажа-продукт). Но возможно это настраивается в админке.

В общем, системой можно пользоваться и, наверное, сейчас это будет приемлемым решением для географически распределенных компаний, или компаний с несколькими офисами. Относительно безопасности данных (чего боятся наши бизнесмены) - теперь есть солидная компания АйТи - с которой в случае чего, можно порешать проблемы. Кстати, сейчас как раз можно поговорить с их представителем на форуме.