Европейский рынок ПО CRM достиг $1,9 млрд

11.08.06

Подпитываемый обновленной концентрацией бизнеса на прибыли и ростом числа пользователей, доходы (от лицензий и поддержки) программного обеспечения для управления отношений с клиентами (CRM) в Европе составили по итогам 2005 года $1,9 млрд, увеличившись по сравнению с годом ранее на 9,7 %. Об этом говорится в обнародованном исследовательской компанией Gartner отчете. Самый большой рост в области ПО CRM аналитики отмечали в области автоматизации маркетинга, где доходы увеличились на 18,6 %. Следом за этим сектором шли автоматизация продаж (прирост на 12,1 %), а также приложения для поддержки (3,6 %).

Аналитики обращают внимание, что пока SAP и Oracle (благодаря покупке Siebel) в общей сложности контролировали свыше половины всего рынка ПО CRM, растущий спрос на решения «по требованию» (on-demand) привел к быстрому взлету доходов SalesForce.com, который в 2005 году был равен 86,4 %. У Microsoft, которая только недавно вышла на рынок CRM, отмечен самый большой рост в Европе – на 88,1 %.

При этом, согласно отчету Gartner, европейский рынок CRM развивался в прошлом году слабее мирового (13,7 %) и не так интенсивно, как рос регион в 2004-м. Однако в отчете выделен ряд факторов, ставших причиной подобной ситуации, и отмечается, что несмотря на менее высокий уровень доходов, на самом деле на рынке есть больше бизнеса CRM.

Исследователи, в частности, указывают, что европейский рынок сильно фрагментирован, а рост расходов на ПО по управлению отношениями с клиентами находится в сильной зависимости от таких показателей экономического роста, как валовый внутренний продукт (ВВП). Рост размера ВВП в таких странах, как Италия и Германия, отстает от остального мира, в то время как рост рынка в Великобритании, Швеции, Норвегии и Дании во многом сходен с наблюдаемым в Северной Америке. Таким образом в каждой отдельно взятой стране увеличение доходов CRM варьируется от негативного до более чем 27-процентного.

В качестве основных причин сравнительно невысокого уровня роста в 2005 году Gartner отметила высокую степень поглощений на рынке приложений CRM, существенное снижение цен и колебания валютных курсов.

По мнению аналитиков, сделки, подобные покупке корпорацией Oracle компаний Peoplesoft и Siebel, играют ключевую роль в падении цен. Поставщиком программного обеспечения CRM номер один в Европе была SAP, доля которой на этом рынке составила по итогам 2005 года 32,4 % – на 1 % больше, чем годом ранее. Siebel в прошлом году была второй, но в начале этого года ее купила Oracle, занимавшая в 2005-м третью позицию в рейтинге.

Gartner указывает также, что бизнес все реальнее понимает, чего им удастся добиться с CRM и потому делает все более зрелые инвестиции в ПО CRM.

Исследователи прогнозируют до 2008 года дальнейшую высокую степень поглощений на рынке программного обеспечения для управления отношениями с клиентами, причем один из трех поставщиков такого ПО каждый год будет вовлечен в процесс слияния или поглощения (M&A). Несмотря на это рынок не будет концентрироваться, поскольку он еще досточно широк для небольших вендоров. Кроме того, и у Salesforce.com, и у Microsoft есть средства для того, чтобы попытаться «нагнать» SAP и Oracle, которые также не стоят на месте, говорится в отчете Gartner.